Назад

Oasis и «Авоська дарит надежду»: с любовью к природе и людям

07.11.2022
1 147

Команда Oasis рада сообщить о первом для нас сотрудничестве с социальным проектом, который наверняка знаком некоторым из вас. «Авоська дарит надежду» — социально-экологический проект, мастерская, в которой уже более 12 лет работают инвалиды, слепые и глухие люди.

Мы взяли интервью у Евгения Рапопорта, основателя «Авоськи», и попросили его рассказать об авоськах, процессе их создания и истории проекта.

— Евгений, спасибо большое за то, что согласились дать нам это интервью. Расскажите, пожалуйста, о самих авоськах.

— С удовольствием. Авоська, в первую очередь — лучшая, проверенная временем альтернатива пакету, которая не только имеет экологический смысл, но помогает найти работу тем, кому сложнее ее обрести — слепым и глухим людям. А еще она намного долговечнее даже любой сумки, она прочная и не протирается — с ней ничего не случится, она выдерживает до 100 килограмм. Авоська работает как канат такой же толщины, что и сама авоська, если ее собрать в жгут. Ручки от нее тоже не оторвутся, они — часть авоськи.

Модель Dream в разных цветах

Авоська — самая долговечная из альтернатив пакету, и чем дольше изделие служит, тем оно экологичнее, это раз. А во-вторых, это возможность поддержать слепых: дать им работу, дать им шанс быть нужным кому-то.

Помимо авосек мы развиваем кожевенное производство, для работы на котором привлекаем глухих людей. Мы обучаем их и ручной работе, в частности, они производят сувенирные изделия из кожи: кошельки, обложки, блокноты, браслеты, игрушки и так далее. Если заказчику необходим уникальный дизайн — мы разрабатываем его, а затем производим необходимое изделие.

— Почему вы решили начать производство именно авосек силами незрячих людей?

— В 2010 году «Billa» пригласила меня в благотворительный проект: тогда в Германии запретили законодательно бесплатную раздачу пластиковых плотных пакетов из экологических соображений, и супермаркету пришлось перестать это делать и в России тоже: такова была политика компании. Не всем покупателям это понравилось, кто-то обижался, а рядом были супермаркеты других брендов, которые выдавали пакеты бесплатно…

Я в это время занимался благотворительностью, не экологией. Как-то раз я разговорился с ними и предложил: а давайте будем продавать пакеты в «Billa», декларируя идею экологичности, и заодно будем перечислять деньги на лечение детей-инвалидов. Так появился проект «Желтый пакет Billa: помогай детям», и я им два года занимался.

Я рассказывал об этой инициативе на разных площадках, например, в департаменте природопользования, на экологических мероприятиях, и понял, что существует коллективное желание, чтобы пакеты в итоге исчезли, чтобы их стало меньше — а вместо них появился какой-то заменитель, например, многоразовая сумка или другой более экологичный вариант.

После того, как в «Billa» пакеты перестали давать бесплатно, количество их потребления супермаркетом уменьшилось в восемь раз, за те два года.

Авоськи в нашей стране всегда плели слепые, и когда все рухнуло — их просто оставили без работы, их выбросили из жизни. Среди слепых — 99% процентов безработных. Слепых ведь никто не видит, они невидимы, они живут сегрегированно, отдельно.

Раньше брали дом или два, заселяли туда инвалидов по зрению, во дворе им делали доступную среду, звуковые дорожки, ставили учебно-производственное предприятие, где их обучали и где они работали — в те годы все слепые имели работу. А потом, когда СССР прекратил свое существование, слепых перестали трудоустраивать — ведь их не видно, они не могут возмутиться. Они даже выйти не могут из этого замкнутого круга. Посмотрите, пожалуйста, фильм Сергея Дворцевого «В темноте» (2004 год), он совсем короткий, и вы поймете, почему я занялся авоськами.

Сет Oasis Campus 2022, в составе которого — авоська Dream

— Мы очень рады, что сотрудничаем с вами: недавно показывали во время осенних мероприятий продукцию «Авоськи», все были в восторге. У наших клиентов возник вопрос: а как же осуществляется процесс плетения и производства?

— У каждой бригады, в идеале это 20 человек, есть бригадир, который раз в месяц приходит домой к работнику (а все в артели работают по домам), забирает уже готовые авоськи и приносит пряжу для новых, и целый день проводит с мастером.

Как социальный сопровождающий, бригадир может помочь самыми разными способами: почитать вслух, сходить вместе с незрячим работником в собес, а самое главное — вывести его из этого замкнутого круга. У нас в Чувашии есть артель, и мы привозили ее в Москву на экскурсию — с гидом, им все рассказывали, и они трогали достопримечательности руками. Оказывается, многие никогда не бывали в Москве, их никто никогда никуда не вывозил.

Без работы слепые просто сидят на месте, а с появлением работы у них жизнь начинается, понимаете? Социальный сопровождающий не только обеспечивает им рабочий процесс, но и выводит слепых из изоляции. Благо они еще и деньги начинают зарабатывать, и это им очень помогает. Более того, работающие у нас слепые выходят на средний по своему региону уровень дохода.

— А расскажите о том, где же находятся ваши работники? Здесь, в московском цехе, я не вижу никого, кто вязал бы авоськи, здесь работают только с кожей.

— Мы работаем со слепыми из регионов. Как-то так получилось, что московские слепые не очень заинтересованы в этой работе, хотя мы пробовали обучать их плести авоськи, а вот в регионах у нас есть бригада в Чувашии, две артели — в Оренбургской области, в Башкирии обучили — не очень много человек, но вот уже начали и там, и на Алтае работать. Без Башкирии и без Алтая, в Чувашии и в Оренбургской области — где-то 50 работников.

Желающих работать у нас очень много, на самом деле. Был запрос из общества слепых Ингушетии: 500 человек хочет обучаться и работать, все они очень хотят вязать авоськи. К сожалению, пока что не получается обеспечить всех работой, хотя и очень хочется. До недавнего времени мы развивались и могли себе позволить нанимать новых сотрудников, то есть расширять наше производство, делая счастливыми больше слепых людей, но сейчас вот остановились. Без поддержки общества и бизнеса «Авоська дарит надежду» расширяться не может, ведь мы — негосударственное предприятие.

Мы существуем на то, что сами производим и продаем, поэтому можем рассчитывать только на себя и на партнеров, компании, которые заказывают у нас, и нанимать новых сотрудников пока что не получается. Для меня проект, в первую очередь, социальный, для помощи инвалидам, а уже во вторую очередь — экологический, хотя и то, и другое важно, конечно. И знаете, что еще важно — наши сотрудники чувствуют себя прекрасно, им нравится у нас работать. В «Авоськах» — нормальная творческая работа, сотрудники хорошо общаются друг с другом и с клиентами.

— Сколько авосек в среднем производит один работник? Какой у них режим занятости?

— В среднем один сотрудник плетет 200 авосек за месяц. А работают они так, как им комфортно, по своему графику. Среднюю авоську опытный работник плетет где-то минут за сорок-пятьдесят.

— Я читала в одном из интервью, что дизайн ручек для авосек выполнен российским дизайнером Андреем Бартеневым. Расскажите, пожалуйста, больше о дизайнах и своем сотрудничестве с дизайнерами.

Те самые ручки от Бартенева. Фото из социальных сетей проекта «Авоська дарит надежду»

Dream с кожаными ручками

Бартенев придумал вот эти кожаные ручки-трубочки, они очень удобные — и в носке, и для изготовления. У вас, кстати, есть эта модель на сайте. Я знаю Андрея Бартенева лично, и как-то раз попросил его придумать для нас что-то. Эта модель хороша тем, что такую авоську просто положить в карман, она очень компактная, а еще ладони совсем не натираются швом.

Еще у нас есть модель от Дениса Симачева, еще одного российского дизайнера, там ручки полукруглые, более габаритные.

— А кто делает эти ручки?

— Ручки производятся в Москве, вот в этой комнате, их делают глухие. У нас здесь есть все нужное оборудование, приклепывается фурнитура, здесь же мы делаем тиснение на бирках с нашим логотипом. Глухих сотрудников у нас около 10.

Продавцы вас не слышат, но прекрасно читают по губам. А ещё они делают ручки и бирки для авосек, когда в Лавке нет покупателей. Фото из социальных сетей проекта «Авоська дарит надежду».

Примечание от Oasis:

Бирка — важная часть авоськи. Каждое изделие проекта «Авоська дарит надежду» имеет тиснение с логотипом бренда и надпись «Сплетена незрячим человеком», которая рассказывает конечному адресату о проекте. Благодаря тиснению вы можете быть уверены: ваша авоська оригинальная, а вырученные за нее деньги позволяют незрячему человеку получать средний по стране доход.

Для нашего рынка мерча «Авоська» разработала специальную версию ярлычка: тиснение с логотипом проекта размещено на хлястике, которым кожаный прямоугольник крепится к изделию, а поле для тиснения остается пустым, чтобы заказчик смог напечатать свое лого.

Бирки с лого «Авосек» уже готовы для тиснения вашего лого

Плюсы такого решения очевидны: логотип заказчика присутствует, заметен и занимает большую площадь, но при этом не теряется и важная связь с проектом «Авоська дарит надежду» — адресат понимает, что эта вещь действительно помогает слепым и глухим людям, то есть сохраняется эмоциональная составляющая подарка.

К сожалению, уже бывали случаи, когда недобросовестные компании под видом помощи и благотворительности, после громких пиар-компаний и распространения первого тиража товаров, продавали не продукцию, выполненную вручную инвалидами, а ее аналог, выполненный автоматами на фабриках. Поэтому обращайте внимание на то, точно ли вы поддерживаете те проекты, о которых вы беспокоитесь — а опознавательные знаки, в нашем случае — бирки, подтвердят оригинальность продукции.

«Классический» вид бирки без поля под нанесение. Фото из социальных сетей проекта «Авоська дарит надежду»

— Расскажите, пожалуйста, о том, с какими медийными лицами, с какими компаниями вы сотрудничали? Я нашла интервью, где вы рассказали о том, что около 80 предприятий заказывали авоськи в качестве мерча, но это данные на 2012 год — расскажите, пожалуйста, как обстоят дела сейчас, 10 лет спустя.

— У нас было, в общей сложности, более 2000 коллабораций (вытаскивает образцы разноцветных авосек с бирками): смотрите, я сохраняю с каждого такого проекта бирку, на которой есть наше лого и лого заказчика. В числе этих проектов — и корпоративные истории, когда компания дарила своим партнерам наши авоськи, и подарки, которые компания преподносила своим сотрудникам, ну и клиентам, конечно, тоже. У меня 2000 бирок.

Что интересно — все эти компании узнавали о нас сами. У нас нет бюджета на маркетинг, нет возможности и времени пиариться, потому что всем этим я занимаюсь самостоятельно, но о нас, тем не менее, все знают.

Я рассматриваю бирки: количество и имена действительно впечатляют. Вот бирка Xiaomi, вот — супермаркета Metro, с которым «Авоськи» сотрудничали много лет и где до сих пор можно приобрести на кассе именно их продукцию, вот — лого сети косметического гиганта-ритейлера, рядом — всемирно известного бренда косметики, здесь же — «Росатом». Все они выбрали именно авоськи — для продажи или на подарок, в роли самостоятельного подарка или же как упаковку для сета.

Oasis, в частности, тоже использовал авоськи именно для упаковки своего сета для Oasis Campus 2022 — экологичного, с любовью к природе и людям, каждый элемент набора был многоразовым.

— Расскажите о самых интересных проектах, пожалуйста.

— Их было очень много. Сложно даже так сразу выбрать один — сами видите, мы много с кем сотрудничаем.

Фото из социальных сетей проекта «Авоська дарит надежду»
  • Пелевин в авоське

Фото из социальных сетей проекта «Авоська дарит надежду»

Ограниченный тираж сета из авоськи с новой книгой Виктора Пелевина «Искусство легких касаний» (2019), который можно было купить в Авосечной. На бирке — тиснение «Авосек» (хлястик) и название книги (сама бирка).

Фото Arny Praht

  • Arny Praht + Сбермаркет

В прошлом году (2021) у нас была двойная коллаборация со Сбермаркетом и петербургским модным брендом Arny Praht, который производит сумки — мы делали сетчатую часть модели, а они — кожаную, получилась такая «Неавоська» (на данный момент весь лимитированный тираж распродан).

  • Gin Mare: авоська в роли упаковки испанского джина
    Однажды у нас заказали авоськи-сетки для бутылок производители средиземноморского джина Gin Mare из Испании — не знаю, как они о нас узнали, но мы выполнили для них несколько тиражей. Так и продавали: бутылка джина в сетке, конечно же, с биркой, очень красиво смотрится и хорошо покупается. Кстати, у вас на сайте Oasis тоже скоро будут сетки для вина.

Но это не единственный наш проект с иностранцами, конечно, мы много с кем работали, например, делали авоськи для посольства Франции.

— Как бы вы сформулировали свою главную мечту, связанную с этим проектом?

— Вы знаете… наверное, «Авоську — в каждую семью». Страна у нас большая, и я думаю, что где-то сто миллионов человек у нас есть, которые могут купить раз в десять лет одну авоську, сплетенную слепым человеком. И эта авоська прослужит 10 лет, не порвавшись. Если бы это стало явью — все наши российские слепые, которые готовы работать, имели бы работу — и получили бы социальное сопровождение бригадира. Это где-то 5-6 тысяч тотально слепых, которых не берут на специальные предприятия, ведь с ними сложнее, они малопродуктивны, им нужны сопровождающие. Но они могут вязать авоськи, работать, жить полной жизнью. Вовсе не обязательно тратить безумные усилия, понимаете, достаточно просто потратить раз в десять лет деньги, эквивалентные двум, ну от силы трем пачкам сигарет. И все. Не надо чаще, просто пусть один человек купит авоську, сплетенную слепыми, раз в 10 лет — и это позволит слепому выйти из своей клетки.

Еще статьи в блоге Оазис

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter